Флаг Татарстана
Страницы

T i m e r b e k ' а


Село Мухраново

В сентябре месяце 2006 года съездил в татарское село Мухраново Илекского района Оренбургской области, бывший форпост Мухрановский Уральского казачьего войска. Об этом небольшой рассказ.

Мухраново

Timerbek, сентябрь 2006

Через 9 часов в час дня по Казани я подъехал к Мухраново. Т.к. разница во времени составляет 2 часа, то там было уже 3. Въехав в село Мухраново, я остановился и спросил у сидящих на лавочке бабушек, как мне найти дом Хабибуллы. И бабушки айда разговаривать между собой на татарском без всякого стеснения. Я аж на мгновение оторопел. Окрикнув проходящую мимо женщину по имени Наджия (как я узнал впоследствии, дочку Героя СССР Ширвана Гизатова), они попросили ее показать мне дом Хабибуллы, т.к. та сама жила на той же улице. Доехав вместе со мной, она указала мне красивый дом, раскрашенный «по всем правилам татарской полихромии». Хозяева, двоюродный дядя и его жена, встретили меня тепло, хотя никогда не видели меня, а мою маму видели последний и единственный раз, когда та еще не была замужем. Я прожил у них почти три дня, уехав на четвертый утром в воскресенье.

Село Мухраново издавна смешанное. Одна часть татарская – татар ягы, другая – русская – рус ягы. До революции в селе были действующие мечеть и церковь. Потом их как другие храмы закрыли, использовали под зернохранилище, позже под клубы. Как сказала хозяйка: чиркәүнең чиркәүлеге калмады, мәчетнең мәчетлеге калмады. В 60-е годы разобрали. На месте мечети построили двухквартирный дом. О том, что на этом месте стояла когда-то мечеть напоминает лишь большое дерево, посаженное моим прадедом. Об истории возникновения села и местных фамилий опрошенные мной старожилы ничего не знают. Название села связывают с именем некого муллы Мухаррама... Представителей самой многочисленной в селе фамилии Миникаевых считают себя не родственниками, а однофамильцами, хотя каждый свою родословную дальше деда не прослеживает. В татарской части села есть несколько русских дворов. На мой вопрос, почему часть русских живет в этой части, мне сказали, что раньше русские жили в этой части, а татары – в другой, но после большего пожара татары перешли на жительство в русскую часть села, а русские – в татарскую, но часть русских осталась жить около озера. Мне почему-то в эту историю не верится. Село Мухраново находится между дорогой и озером, которое татары называют просто күл, а русские – Пряничным. «Не знаю почему, вроде пряники там не растут», сказал мне Хабибулла абый, рассказывая мне про озеро, улыбаясь при этом. Озеро большое, в два с лишним раза длиннее, чем само село. Местные жители рыбачат. Рыба – караси. В селе дворов триста, но некоторые дома стоят пустые, в других живут только старики. Молодежь живет в городе (в Оренбурге и Илеке) и бывает в селе наездами, т.к. работы в селе нет, колхоз развалили.

Татарское кладбище расположено по другую сторону дороги от села на возвышенности. Старожилы сказали мне, что раньше было другое кладбище, ближе к селу, т.к. находили кости, в т.ч. детские, в массовом захоронении, и поэтому относят его ко времени голода (ачлык вакытында). Древних камней на кладбище очень мало. В изголовье могилы ставят столб, на который наносят только инициалы покойного и годы жизни, и поэтому только родственники могут найти нужную могилу. Памятники в массовом порядке стали ставить только в последнее время. Большая часть кладбища представляет собой пустое поле, т.к. столбы на старых захоронениях давно сгнили. Кладбище поросло мелким кустарником, называемым метелка, и высокой травой. Попадались камни без надписей, поставленные на могилы, камень с непонятными символами. Мною обнаружен только один стоячий памятник с арабской надписью, датированный 1886 годом. Но полный обход территория кладбища с целью поиска старых камней и упавших памятников мною не производился.

Хабибулла абый и его жена – представители старшего поколения, обоим за 70. Я в основном наблюдал именно за их поведением, речью, бытом, изучая особенности мухрановских татар. Свободно говорят по-татарски, т.к. в детстве даже ходили в татарскую школу. Сестра Хабибуллы абый сказала, что ходила в татарскую школу до 4 класса, пока не открыли общую, вместо отдельных татарской и русской. Из чего я делаю вывод, что школа работала до 1950 года. Здание школы также не сохранилось.

Хозяйство. Двор разделен на две половины. Первая с домом, пристройками, огородом и баней, вторая – скотный двор, уборная, собака. Во дворе погреб глубиной и диаметром по 3 метра. Сквозь погреб проходит труба скважины, т.к. водопровода в селе нет, но есть свет и газ. Постройки на скотном дворе деревянные не крашенные. Держат птицу – гусей, курей, меньше уток и индюков. Коров, овец, лошадей. Лошадей стали держать больше в последнее время, т.к. ввиду развала колхоза транспорта также не стало.


Фотографии села Мухраново



© Timerbek, 2006–2007. Данный рассказ публиковался на Tatnet форуме 26.09.2006 главная